В ТНВД автомобильных дизельных двигателей, главным образом,
используется одна из следующих систем впрыскивания топлива: насос с
рядным расположением плунжерных пар и насос распределительного типа. В
насосе с рядным расположением плунжерных пар, широко применяемом на
двигателях большегрузных автомобилей, кулачковый вал приводит в действие
один плунжер, подающий топливо только к одному цилиндру двигателя.
Другая конструкция ТНВД с рядным расположением плунжерных пар
может регулировать фазы впрыскивания в дополнение к изменению количества
топлива. Насос распределительного типа характеризуется механическим или
электронным регулятором и интегральным устройством, управляющим углом
опережения впрыскивания. Одноплунжерный насос распределительного типа с
вращающимся плунжером обычно применяется для высокооборотных двигателей
легковых автомобилей и малотоннажных грузовиков. Центральный плунжер,
приводимый в движение от кулачкового диска, создает давление и
распределяет топливо по отдельным цилиндрам, а дозатор или
электромагнитный клапан регулирует
количество впрыскиваемого топлива.
Насос распределительного типа с
радиальным расположением плунжерных пар встречаются на дизелях с высокой
частотой вращения коленчатого вала для легковых автомобилей и
малотоннажных грузовиков с непосредственным впрыскиванием топлива.
Элементы насоса в обоих типах систем изготавливаются с высокой точностью
для обеспечения продолжительного срока службы и стабильности работы,
точного регулирования момента отсечки и количества впрыскиваемого
топлива, а также равномерности дозирования по отдельным цилиндрам.
Имеются также насосы с рядным расположением плунжерных пар и
распределительного типа, приводимые в действие от кулачкового вала
двигателя. Другой концепцией впрыскивания топлива представляется система
насос-форсунка, в которой насос и форсунка объединены в один узел.
Насос-форсунка устанавливается в головке каждого цилиндра. Устройство
приводится распределительным валом двигателя, непосредственно толкателем
или косвенно при помощи коромысла (рокера). Система впрыскивания
топлива с общим нагнетательным топливным трубопроводом (аккумулятором)
позволяет разделить функции создания давления и впрыскивания.